Очередное ЧП уже в новом году произошло 10 января в одной из школ города Курска. К счастью, пострадавших нет, но это вызывает тревогу и необходимость вновь возвращаться к вопросам охраны и безопасности образовательных учреждений.
К общему удовлетворению нужно отметить, что исполняющий обязанности губернатора Курской области Александр Евсеевич Хинштейн лично прибыл на место, вник в суть происшествия, честно и достаточно объективно ответил на вопросы СМИ и определил ряд задач по дальнейшей работе в вопросах безопасности школ. Такому примеру последовали и другие руководители, что также является положительным примером в работе региональных органов власти.
Вместе с тем, тема остается острой и требует глубокой проработки со стороны власти с участием экспертов и руководителей охранных структур по проблемам школьной безопасности.
Давайте еще раз обратимся к событиям прошлых лет.
Отрадное, 2014 год
2 февраля 2014 года в московской школе №263 десятиклассник Сергей Гордеев, отличавшийся высокими оценками, но имеющий проблемы в общении, разослал одноклассникам странное сообщение. 3 февраля он, вооруженный карабином и винтовкой, тяжело ранил учителя географии Андрея Кириллова и взял учеников в заложники, утверждая, что они лишь его иллюзия. Учитель погиб, когда попытался прийти в себя. На место происшествия прибыли сотрудники охраны, один из которых, Сергей Бушуев, был смертельно ранен. Отец Сергея пришел на переговоры, после чего мальчик сдался. В марте 2015 года его признали невменяемым и отправили на психиатрическое лечение.
Томск, 2014 и 2015 годы
В декабре 2014 года в Томске бывший ученик гимназии «Томь» Евгений Неверковец пришел с пневматическим ружьем и ранил завуча, а затем открыл огонь по ученикам в актовом зале, в результате чего пострадали четыре человека. На него завели уголовное дело за умышленное причинение легкого вреда здоровью, но родители утверждали, что он страдает психическим расстройством.
В марте 2015 года в школе №64 девятиклассник с пневматическим пистолетом открыл огонь по восьмиклассникам, ранив двоих. Было возбуждено уголовное дело за побои из хулиганских побуждений, но в мае стороны примирились.
Ивантеевка, 2017 год
5 сентября 2017 года в Ивантеевке учащийся Михаил Пивнев открыл стрельбу из пневматической винтовки в «Образовательном центре № 1». Между учителем Любовью Калмыковой и учеником ранее случился конфликт из-за его опоздания и внешнего вида. Пивнев ударил педагога по голове секачом и выстрелил в лицо из винтовки. Пивнев также использовал самодельные взрывные устройства. Одноклассники забаррикадировались, но трое из них выпрыгнули из окна, получив травмы. Михаила задержали на четвертом этаже. В отношении него было возбуждено уголовное дело за покушение на убийство и хулиганство. В 2019 году он был приговорен к 7 годам и 3 месяцам в воспитательной колонии. Стрельба стала подражанием нападению в школе «Колумбайн» в 1999 году. В соцсетях Михаил использовал псевдоним, отсылающий к убийцам, и публиковал их фотографии.
Керчь, 2018 год
17 октября 2018 года в здании Керченского политехнического колледжа погремел взрыв. Самодельное взрывное устройство на территорию учреждения принес студент Владислав Росляков. Также он вооружился самостоятельно купленным помповым ружьем, с которого он открывал огонь по всем, кого видел на своем пути. После совершения преступления Владислав направился в библиотеку, где покончил с собой. Молодой человек оделся так же, как один из участников атаки на школу «Колумбайн». На нем была белая футболка с надпись «Ненависть», черные брюки и берцы. Трагедия унесла жизни 21 человека, в том числе самого преступника.
Казань, 2021 год
Утром 11 мая 2021 года Ильназ Галявиев отправился в казанскую гимназию №175 с дробовиком наперевес. В 9:20 Ильназ открыл стрельбу в здании гимназии, которую окончил четыре года назад. Напуганные учащиеся полагали, что Галявиев действовал с сообщником. Стрелок был вооружен турецким ружьем, таким же, какое было и у Владислава Рослякова. Подобный тип автоматических дробовиков является самым дешевым на рынке. Ильназ получил разрешение на оружие за два дня до отчисления из колледжа ТИСБИ. Галявиев также привел в действие самодельное взрывное устройство. Своей мишенью он выбрал 8 А класс. В результате нападения погибли 9 человек.
Ижевск, 2022 год
Бойню в ижевской школе №88 устроил 34-летний местный житель, выпускник этого учебного заведения Артем Казанцев. Стоявший на учете в местном ПНД мужчина тщательно спланировал преступление — раздобыл оружие, надел одежду со свастикой. Первой жертвой стал охранник — Казанцев застрелил его и зашел в здание. В общей сложности от 152 выстрелов преступника пострадали 25 человека, 18 из них погибли. Забаррикадировавшись в кабинете, Казанцев покончил с собой.
Брянск, 2023 год
2 декабря 2023 года в гимназии №5 Брянска произошла стрельба, в результате которой погибли две девушки. Учащаяся 8 класса Алина А. открыла огонь из ружья «Бекас-3», предположительно взятого из дома, когда её родители отмечали день рождения. Охрана школы не остановила её, так как рамка металлоискателя не работала. Алина застрелила одну девушку и покончила с собой, ранив пятерых школьников. По предварительным данным, причиной трагедии могли стать издевательства одноклассников над Алиной.
Курск, 10 января 2025 года
Врио губернатора Александр Хинштейн сообщил, что утром в Курске подросток в шляпе, балаклаве и с молотком ворвался в школу №54, в которой ранее учился, никто не пострадал. По словам Хинштейна, «на столь экстраординарный поступок» его «толкнули сложные отношения с ученицей школы №54». По информации МВД, подросток пытался устроить возгорание на первом этаже, его действия были предотвращены, на опубликованном полицией видео он говорит, что у него нет к школе ни претензий, ни обид. СК возбудил уголовное дело. Прокуратура начала проверку.
Важно подчеркнуть, что большинство происшествий в сфере безопасности образовательных учреждений, показывают необходимость коренных изменений в подходах к реализации таких мер, которые могли бы обеспечить системное решение этой задачи.
Прежде всего необходимо начать с наиболее узких и уязвимых мест в цепочке предупреждения и профилактики подобных происшествий. Речь идет о комплексе мер, которые способны свести такие происшествия к минимуму без человеческих жертв, а разбор конфликтов разрешался бы на стадии его возникновения. Что для этого необходимо?